АРХИТЕКТУРНО – ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К КОНСТРУКЦИИ ОБЛИЦОВОК
Облицовочный камень играет не малую роль в архитектурной композиции здания. Облицовка природным камнем в определенной мере способствует индивидуализации здания, сооружаемого из стандартных элементов, за счет неповторимости цветовых оттенков и текстуры различных пород камня из разных месторождений.
Выбор пород камня для облицовочно-декоративных работ, фактуры его поверхности и размеров облицовочных изделий определяется, в первую очередь, архитектурной композицией сооружения. Многовековой опыт зодчих выявил определенные принципы выбора каменной породы и ее обработки. Эти принципы вытекают из архитектоники сооружения, условий работы материала в различных элементах зданий, условий восприятия сооружения и соображений экономии.
Цвет и текстура различных пород камня влияют на восприятие архитектурного сооружения. Здания из темных габбро, гранита, диорита и других подобных пород выглядят наиболее монументальными, иногда даже мрачными и неприступными по сравнению с сооружениями из светлых известняков, мраморов, травертинов. Светлый полированный мрамор, просвечивающийся в углах и в тонких деталях, может способствовать созданию впечатления легкости и даже воздушности, прозрачности сооружения, стены которого в солнечный день буквально растворяются на фоне неба. Декоративные сочетания каменных пород различных цветовых оттенков придают зданиям праздничность и нарядность.
Использование естественной окраски камня дает возможность создания монохромных и полихромных архитектурных композиций. Полихромные композиции из камня в настоящее время обычно включают два - три цвета и не более.
В современной архитектуре чаще применяются монохромные композиции, где большие нерасчлененные плоскости облицовывают одинаковым по цвету камнем. Это требует строгого подхода к подбору облицовочных плит по однородности цвета и тона. Особенно важен такой подбор плиток при облицовке горизонтальных навесных частей стены. Плоскость горизонтальной навесной панели нелогично, с точки зрения архитектоники, членить на отдельные квадраты. Также для горизонтальных навесных панелей более правильно применение ровных по тону облицовок, так как панели из камня с ярко выраженной текстурой, выявляющей его породу, «давят» (потому, что камень подсознательно всегда ассоциируется с тяжестью).
Для вертикальных панелей подбор плиток по тону может быть менее строгим, но и здесь однородность тона предпочтительна, так как она подчеркивает монолитность, массивность здания.
Цветовые сочетания каменных облицовок могут быть использованы для контрастного противопоставления несомых и несущих элементов здания, когда последние отделывают более темным камнем, например обнаженные колонны первого этажа или консольно вынесенные балки, на которые опираются вышележащие конструкции.
Большую роль в композиции играет фактура обработки камня. Она обогащает пластику сооружения, вызывая игру светотени, акцентирует отдельные элементы композиции.
Выбор фактуры поверхности определяется тем, как трактуется облицовываемый элемент - монолитным или расчлененным. Фактуры с гладким рельефом позволяют создать монолитную нерасчлененную плоскость. Груборельефные фактуры всегда выявляют сложение стены из отдельных блоков.
Полированная фактура природных камней, с точки зрения эстетики, целесообразна для небольших по площади элементов облицовки: наличники, порталы, тяги, цоколи; во внутренней облицовке полированные плиты уместны в интерьерах небольших помещений, в том числе гранитных на станциях метро, так как такая фактура природного камня наиболее гигиенична.
Лощеная и шлифованная фактуры применяются для наружных и внутренних поверхностей большой площади. Как правило, эта фактура пористых известняков, ракушечника, реже - белого мрамора. Лощеная, шлифованная фактуры гранита используется при устройстве наружных площадок, ступеней лестниц, набережных, реже - цоколей парапетов на уровне человеческого роста.
«Скала» применяется, как правило, в стилобатах больших и монументальных зданиях, сооружениях, в порталах тоннелей, в садово-парковых композициях. «Скала» подчеркивает массивность, прочность основного сооружения, его связь с окружающим ландшафтом. Фактура «Скалы» образуется на относительно массивных элементах толщиной не менее 100-150 мм.
Если для монолитных по архитектурной трактовке стен применяется, как правило, единая обработка всей плоскости, то тектоника стены с горизонтальным членением плоскости предопределяет применение в нижних частях ее более грубой фактуры для выявления нагрузки или, напротив, наиболее тонкой фактуры, если цоколь трактуется как монолит, тем более что тонкая фактура позволяет в большей степени выявить декоративные свойства камня - его цвет и текстуру, наиболее доступные зрителю. В нижних частях здания.
Влияние на композицию оказывают размеры облицовочных плит. Толщина и способ расшивки швов подбираются в соответствии с фактурной обработкой плит. Для груборельефных фактур выбираются и более широкие швы, которые часто специально подчеркиваются специальной обработкой плит по контуру. При полированной фактуре швы делаются минимальными для создания монолитности облицованной стены.
Искусственные облицовочные материалы в основном используются в интерьерах. Это тонированный профилированный алюминий, рифленые листы титановых сплавов и т.д. Хорошо металл воспринимается с природным камнем.
Стекло, смальта, керамика удачно используются в художественных панно, фонарях. В этих формах стекло и керамика удачно сочетаются с мрамором стен.